Программа
День 1
АТТЕСТАЦИЯ ЗА ДЕНЬ
- Что должны знать сотрудник и руководитель до начала аттестации?
- Зачем нужна самооценка сотрудника?
- Как руководителю правильно оценить сотрудника?
- Когда нужны эксперты и как принимается решение?
- Зачем нужен отчет по результатам аттестации?
- Как провести пост-аттестационную беседу с сотрудником?
1. Что должен знать Руководитель и Сотрудник до начала аттестации?
- Кого оценивать? — категории персонала, подлежащие аттестации
- Когда? — сроки и периодичность проведения аттестации
- Как? — что является объективными критериями для аттестации
- Кто? — как выделить объективных экспертов?
- Квотирование оценок — зачем и как?
- Объективные оценки — как их поставить и донести до сотрудника?
- Цели аттестации (оценки) — а все-таки — зачем?
- Упражнение 1. «ALPAS.10 вопросов о Положении»
2. Самооценка Сотрудника
- Почему самооценка нужна?
- Как подготовить сотрудника к объективной самооценке?
- Что такое BARS (поведенческие шкалы) и как их использовать?
- Как научить сотрудника обосновывать и объективировать свои оценки?
- Как избежать завышения самоценки сотрудника?
- Может ли сотрудник написать себе рекомендации и зачем это нужно?
- Упражнение 2. «ALPAS.Самооценка сотрудника»
3. Оценка Руководителя
- Оценка Руководителя — зачем это надо сотруднику и руководителю?
- Управление по отклонениям или как корректировать самооценку?
- Как обосновать свою оценку?
- Зачем вести дневник на работе?
- Что и зачем писать в рекомендациях?
- Как выставлять интегральные оценки по нескольким критериям?
- Упражнение 3. «ALPAS. Оценка руководителя»
4. Оценка дополнительных экспертов и принятие решения
- Зачем нужны и почему не нужны дополнительные эксперты?
- Кто может, и кто не может быть экспертом?
- По каким критериям эксперты выставляют оценки?
- Как согласовывать оценки и зачем это нужно?
- Почему консенсус экспертов лучше?
- Как преодолевать значительные различия в оценках?
- Упражнение 4. «Принятие итогового решения»
5. Отчет по результатам аттестации
- Почему отчет должен писать руководитель?
- Зачем нужен отчет руководителю и сотруднику?
- Что должно быть в отчете?
- Как согласовывать (визировать) отчет?
- Какие организационные решения возможны по результатм аттестации?
- Как писать отчет по-умному (в SMART-формате)?
- Упражнение 5. «ALPAS. Аттестационный лист»
6. Пост-аттестационная беседа с сотрудником
- Когда и зачем проводить пост-аттестационную беседу?
- Как ее проводить?
- Как подготовиться к беседе?
- Как использовать правило гамбургера?
- Как сообщить сотруднику о его ошибках позитивно?
- Как согласовать план по развитию (и зачем)?
- Упражнение 6. «Пост-аттестационная беседа»
- Самооценка
- Оценка руководителя
- Согласование с экспертом
- Утверждение оценок
- Отчет по аттестации
- Пост-аттестационная беседа
- Упражнение 7. «Экспресс-аттестация. Полный цикл»
День 2
ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕРСОНАЛА
- В каких случаях персонал можно не обучать?
- Цель и концепция обучения и развития персонала компании.
- Анализ потребности в обучении — чему обучать персонал компании в первую очередь?
- Как выбрать наиболее эффективные методы обучения и развития персонала?
- Как узнать, что деньги, потраченные на обучение, не пропали даром?
- Сколько и как надо вкладывать в обучение, чтобы обогнать конкурентов?
1. Организация и T&D.
- Динамичность бизнес-окружения, стратегии, технологии и бизнес-компетенций персонала компании.
- T&D как базовая технология управления персоналом (HRM). Другие базовые технологии HRM.
- Развитие бизнес-компетенций персонала компании. Логистика бизнес-компетенций. T&D как технология управления развитием компетенций.
- Почему надо, и почему не надо обучать сотрудников.
- Стратегия компании и T&D. Альтернативы T&D.
- Найм или обучение, покупать персонал или выращивать.
2. Цель и концепция T&D.
- Как создаются цели T&D. Как оформлять T&D.
- Распределение ответственности за создание, администрирование и развитие T&D.
- Вход и Выход T&D.
- Рутинные и инновационные процедуры в T&D.
- Ключевые термины и концепции. Этапы корпоративного обучения.
- Взаимосвязь T&D с другими базовыми технологиями управления персоналом (HRM) и компанией.
- Три ключевых технологии T&D — TNA (Training Needs Analysis), TDM (T&D Methods), TDE (T&D Evaluation).
3. TNA — анализ потребности в обучении и развитии.
- Как оценить потребность компании в обучении и развитии бизнес-компетенций.
- Объем технологически необходимых компетенций.
- Инвентаризация компетенций. Ключевые (KCL) и дополнительные компетенции персонала.
- Аттестация (оценка персонала (PAP)) и TNA.
- Индивидуальные, групповые и корпоративные профили компетенций и GAPы.
- Профили позиций и профили соответствия позиции.
- Формирование списка дефицитарных компетенций организации.
- Типовой алгоритм идентификации потребности в обучении и развитии (TNA).
- Как неправильный спрос порождает неправильное предложение — о модных тренингах и тренинговых компаниях.
- Как различать запрос на консалтинг и тренинг.
4. TDM — корпоративные методы развития и обучения.
- Специфика обучения взрослых.
- Мотивация к участию в обучении.
- Внутреннее и внешнее обучение.
- Роль линейных руководителей в учебном процессе.
- Обучение и закрепление.
- Инициируемое и навязываемое обучение.
- Технология создания, отбора и администрирования методов.
- 50 методов обучения и развития бизнес-компетенций.
- Оценка эффективности методов обучения. Методы индивидуального, группового и корпоративного обучения.
- Разрабатывать тренинг или покупать?
- Типология тренингов.
- 10 этапов разработки и проведения тренинга.
- Рекомендации ASTD по выбору тренера-консультанта.
- Использование методологии Центров Оценки и Развития (Assessment&Development Center).
- Обучение и развитие топ-менеджеров.
5. TDE — оценка эффективности обучения и развития.
- Стандарты по обучению ASTD — ведущей международной ассоциации специалистов по тренингу и развитию.
- Бланк наблюдения по поведению инструктора и дизайна учебного курса.
- Оценка эффективности обучения.
- 4 уровня оценки эффективности обучения по Киркпатрику.
- Оценка реакции участников/заказчиков. Оценка полученных знаний. Оценка поведенческих изменений. Оценка производственных результатов.
- Интеграция 4х-уровневой оценки. Рекомендуемые веса смешения.
- Как создать типовой набор инструментов по оценке эффективности обучения?
- Предпосылки для инвестирования в обучение. Почему большинство средств, потраченных на обучение, обогревают космическое пространство?
6. Бюджетирование и планирование T&D.
- Затратный и инвестиционный подходы к обучению.
- Статистика ASTD.
- Ключевые показатели бюджета — процент от ФОТ, расходы на 1 сотрудника, 1 день обучения.
- Дешевле или полезней. Как составить «Идеальный бюджет по обучению».
- Этапы формирования бюджета обучения. Источники финансирования обучения.
- Бюджет руководства, профит-центров, спецпроектов и обучения.
- Централизованный и децентрализованный бюджет обучения.
- Статистика ASTD по расходам на обучение и бюджетированию.
- Горизонт планирования и бюджетирования. Субъекты бюджетирования.
- Тенденции в бюджетировании и планировании T&D.
7. Создание и Развитие T&D.
- Технология создания и развития T&D.
- Training&Development Policy — Политика компании по Обучению и Развитию как управленческий документ и процедура.
- T&D — минимальные (стартовые — PAP и KCL) требования для осмысленного функционирования.
- Training&Development Policy Handbook — пособие для линейных менеджеров.
- Этапы развития T&D.
- Самообучающаяся организация.
- Интернет и T&D — FAQ, Help и Корпоративный сайт. Дистанционное обучение.
- «Линейные тренеры» и наставничество. Обучение изменениям. Технологические изменения и T&D.
- Веб-сайты по T&D.
- Типология сотрудников Интенсивность/Эффективность и стратегия T&D.
- Программное обеспечение, информационные технологии и T&D.
- Инновации, реинжиниринг и T&D. Готовность и сопротивление изменениям.
День 3
ПРИВЛЕЧЕНИЕ И ОТБОР ПЕРСОНАЛА
- Как правильно планировать и описывать вакансии компании?
- Какая информация достаточна для четкого понимания вакансии?
- Как создать очередь квалифицированных кандидатов на Ваши вакансии?
- Как выбрать лучших быстро и качественно?
- Какой метод отбора использовать и как принимать окончательное решение?
- Как стать конкурентоспособным на рынке труда?
1. Организация и R&S
- R&S как базовая технология в управлении человеческими ресурсами компании (HRM).
- R&S и другие базовые технологии HRM. Цели R&S.
- Стратегия компании и R&S.
- Критерии эффективности R&S.
- Альтернативы R&S.
- R&S — какие данные на входе и выходе системы.
- Ключевые термины и концепции.
- Распределение ответственности за R&S.
- Ключевые этапы R&S — HR-планирование (Planning), привлечение (Recruitment), отбор (Selection), найм (Hiring).
- Когда новый персонал лучше старого?
2. HR- планирование. Возникновение вакансии
- Этапы планирования HR-ресурсов.
- Альтернативы найму. Аудит позиции, методы анализа.
- Описание и требования позиции. Жесткие и мягкие требования позиции. Профиль позиции.
- Формат описания позиции и порядок ее утверждения.
- Сравнительный анализ компенсаций.
- Расчет затрат на R&S по позиции.
- Зачем нужны должностные инструкции в R&S и как их использовать?
3. Привлечение (Recruitment)
- Цели привлечения кандидатов.
- 75 возможных каналов привлечения.
- Внешние и внутренние каналы, их плюсы и минусы.
- Прямой поиск, head hunting.
- Планирование и бюджетирование привлечения.
- Правила составления рекламы о позиции.
- СМИ и Интернет как каналы привлечения кандидатов.
- Оценка эффективности привлечения. Модель сигнал/шум. Коррекция процедуры привлечения.
- Чеклист по процедуре привлечения кандидатов.
- Стратегическое позиционирование компании на рынке труда и соответствующие процедуры рекрутмента.
- Как создать очередь квалифицированных кандидатов на ваши вакансии?
4. Отбор (Selection)
- Цели отбора. 30 Методов отбора. Обязательные и опциональные методы.
- Концепция и структура отбора.
- Бизнес-компетенции и R&S. Автоматизация отбора.
- Отбор по резюме, анкетам и телефону.
- Планирование и проведение интервью.
- Структурированное интервью.
- Проверка рекомендаций.
- Ассессмент Центр как метод отбора.
- Оценка эффективности методов и модели отбора.
- Типичные ошибки и проблемы при организации отбора.
- Планирование и бюджетирование отбора.
- Правила принятия решения о найме.
- «Переманивание» кандидата.
- Адаптация и Ориентация кандидата. Технология удержания новичка.
- Как выбрать лучших без сомнений и сожалений?
5. Создание и развитие R&S
- Технология создания и развития R&S Policy (Положения о найме).
- Мониторинг эффективности процедуры R&S.
- Обучение менеджеров.
- Трансформации R&S из-за развития Интернета.
- Неклассический HR-менеджмент и R&S.
- Веб-сайты по R&S.
- Принципы взаимодействия с агентствами по поиску персонала.
- Оптимальные исходные данные для R&S.
- Как гарантировать создание и поддержание конкурентоспособной R&S?
День 4
ОПТИМИЗАЦИЯ ОКЛАДОВ
- Как снизить расходы на персонал, увеличив доходы сотрудников?
- Немонетарные аспекты оптимизации фонда оплаты труда (ФОТ).
- Оптимизация окладов методом балльной оценки работ.
- Как оценить позицию без должностной инструкции?
- Почему внутренняя гармоничность окладов важнее внешней?
- Как привязать внутренне гармоничную оплату к внешнему рынку труда?
- Как инвестировать в бенефиты?
- Ключевые принципы оптимизации оплаты.
- Немонетарные аспекты оптимизации ФОТ.
ЧАСТЬ 2. ЭКСПРЕСС-ГРЕЙДИРОВАНИЕ
- Оптимизация окладов.
- Как привязать гармонизированную оплату к рынку труда?
- Опционы и бенефиты.
День 5
ОПТИМИЗАЦИЯ ПРЕМИЙ
- Премиальные выплаты — выплаты за результаты работы.
- Как измерить результативность любого сотрудника?
- GOAL-технология (MBO/BSC/KPI) как основа для универсальной премиальной системы.
- Матрица Интеграции — Учет групповых результатов в индивидуальном премировании.
- Матрица Премирования — Определение размера и источника премиальных выплат.
- Настройка премирования сотрудников (на базе GOAL).
- Опционы — бенефит или премия?
с 16:00 — 17:30:
1. Презентация — защита управленческих решений команд.
2. Обсуждение итогов и планов действий.
3. Вручение дипломов и сертификатов.
- Оценка результативности сотрудников по методу GOAL (МВО).
ЧАСТЬ 2. КАК ПОСТРОИТЬ ИДЕАЛЬНУЮ СИСТЕМУ ОПЛАТЫ ПО РЕЗУЛЬТАТУ.
- Оптимизация премий (бонусов) на базе GOAL (МВО).
- Внедрение новой системы оплаты труда.
Упражнение”План-график внедрения новой системы оплаты”.
Упражнение “Оценка эффективности новой системы оплаты”.
Разбор теста “Оптимизация оплаты персонала”.
Индивидуальные консультации
Распорядок
09.45 — 10.00 Регистрация участников.
10.00 — 12.00 Лекция по теме дня HR-Школы.
12.00 — 12.15 Перерыв.
12.15 — 14.00 Лекция по теме дня HR-Школы.
14.00 — 15.00 Перерыв.
15.00 — 17.00 Практическое командное упражнение по теме дня (2 часа). Консультирование рабочих групп (команд) в процессе выполнения упражнения (1 час).
17.00 — 18.00 Презентация решений и подведение итогов (1 час).
Цели:
- Получение системного и целостного представления о ключевых кадровых технологиях организации.
- Практическая отработка навыков создания эффективных кадровых технологий и решений.
- Разработка Идеальной Премиальной системы на базе коэффициента результативности (метод А.Литягина).
- Получение прямой консалтинговой поддержки в процессе адаптации технологий под Вашу организацию.
- Переработка и экспертиза Кадровых положений Вашей компании по Оплате, Аттестации, Обучению и Найму (для команд, сформированных из участников одной компании).
- Сертификация права на коммерческое использование ноу-хау А.Литягина.
Для кого?
- Генеральные, Коммерческие, Финансовые Директора и другие Топ-менеджеры, утверждающие ключевые кадровые технологии компании.
- Директора по Развитию, HR-директора, HR-менеджеры и специалисты, отвечающие за создание и администрирование ключевых кадровых технологий.
Как происходит обучение
5 дней практических занятий HR-ШКОЛЫ проходят в командах по 3-5 человек. Каждая команда выбирает и описывает Компанию, для которой будут созданы HR-технологии (рекомендуется реальная компания). Каждый день обсуждается и прорабатывается новая тема. Рекомендуется участие команды топ-менеджеров и ведущих HR-специалистов для проработки в рамках практических занятий ключевых Положений применительно к конкретной организации.
Участники работают при помощи GOAL-инструментов Целевого Управления (ноу-хау А.Литягина) — четыре вида GOAL-КАРТ — для постановки целевых показателей (KPI), для постановки задач (SMART), для отслеживания стандартов исполнения (STANDART) и для расчета оплаты по результату работы — премии, комиссионные и т.п. (BONUS). И HR — Бланков: для проведения Аттестации (Бланк Оценки Руководителя, Бланк Самооценки, Аттестационный Бланк и т.д.), для правильного обучения (Карточки 44 метода обучения и др.), для эффективного привлечения (Бланк 10 критериев эффективного найма и т.д.).
После окончания Школы участники получают:
- Очную и заочную поддержку по внедрению и развитию ключевых HR-технологий.
- Возможность распространения (использование, рекомендации) продуктов и услуг А.Литягина и компании GOAL Ltd. / Целевое Управление за вознаграждение в качестве рекомендателя или партнера.