Постановка стратегических целей

Unknown: На мой взгляд, ваша технология резко повышает уровень требовательности к руководителю и к самой компании. Прежде чем поставить стратегические цели необходимо провести стратегический анализ, сформировать миссию компании, определить ценности. На мой взгляд, цель — увеличить продажи, это упрощенный подход. Дополнительно следует определить за счет чего и какими инструментами и т.д., т.е. поставить SMART-цели подразделениям. Что нового дает Ваша технология в процессе постановки стратегических целей компании?

Александр Литягин: В целевом управлении есть две важных процедуры — целеполагание и целедостижение. GOAL-технология как раз и призвана максимально точно оцифровать желаемую цель и тем самым решает проблему оптимального целеполагания. Мы можем в GOAL-матрицах и картах математически однозначно описать нашу цель — комплексно, сбалансировано, как координату в многомерном пространстве. А затем, перейдем в другую стадию — целедостижения — получать максимально частую обратную связь (feedback) о том, как мы продвигаемся к поставленной цели. GOAL-технология — это не менеджмент. GOAL-технология — это кибернетика. И то и другое — науки об управлении. Только менеджмент — это наука гуманитарная и неточная, а кибернетика — точная, т.к. основывается на математических моделях и однозначной интерпретации.

Теперь о стратегических целях. Лет 10 назад один из моих корпоративных клиентов попросил создать систему премирования персонала. Для этого я предложил им написать матрицы целей для рабочих мест. И начать с компании. Они сказали, что это просто, достали папку страниц на 100-200 с итогами недельной сессии по стратегическому развитию (SWOT-анализ и т.п.). Но, пролистав эту папку, поняли, что формат итоговой стратегии недостаточно четок для написания простой матрицы компании, состоящей из 3-5 показателей. Дело в том, что русский язык (как и любой другой) не создан для того, чтобы однозначно формулировать цели. Однозначно формулируются цели на языке математики (в программировании, в науке и т.п.).

GOAL-карты (KPI, SMART, STANDART) и матрицы можно создавать на любой период времени — на день, месяц, год, десятилетие. И для любого объекта управления — уборщица, менеджер, директор (компания), подрядчик. Т.е. мы можем стратегию компании описать в том же формате (GOAL-карт) что и месячный план. Но важно заметить, что это будет реально измеряемая стратегия, а не стратегическая фантазия-мираж. Сейчас у большинства компаний есть стратегии, но, к сожалению, еще большее количество компаний не может их реализовать. Любой стратегический план распадается на десятки месячных планов. Конечно, более логично сначала создавать GOAL-карты на пятилетку, затем на год, затем на квартал и, наконец — на месяц. На практике же оказалось, что большинству компаний важно просто «научиться ходить» в месячном формате, прежде чем фантазировать по поводу кругосветных путешествий и мирового господства. Более того, многие наши клиенты после внедрения GOAL-технологии в помесячном формате поняли, что из их стратегических целей является миражом, а что реальностью и смогли их скорректировать, обновить и ускорить их достижение.

Наконец, в GOAL-технологии в едином формате можно формулировать оперативные, тактические и стратегические цели, избегая пышных названий. Это просто цели на разные периоды (горизонты) — дневные, месячные, годовые. И самое главное — стратегия в GOAL-технологии это не наркотический дурман для топ-менеджеров. GOAL-стратегия — это цели компании, которые, автоматически и для каждого сотрудника транслируются в ежедневные плановые показатели.