Родин Александр (Генеральный директор компании ООО «АГОРА», г.Ханты-Мансийск): В том же выступлении Дмитрий Стерлягов отметил: «у нас есть оценка непосредственного руководителя, которую он сразу ставит, и балл, который ставится на основе коллегиального решения». В каких случаях рекомендуется вводить такую двойную систему субъективных оценок? Есть ли ограничения по весу суммы данных оценок?
Александр Литягин: Здесь речь идет о вертикальной оценке (непосредственного руководителя) и горизонтальной (внутреннего клиента). Внедрение и использование концепции «внутренний клиент» (см. мой 5-й Учебный курс по ЦУ) — достаточно важно для оптимизации работы смежных отделов. Т.е. руководители подразделений начинают понимать, на кого конкретно они работают в компании (кроме генерального директора — непосредственного руководителя). И, кстати, исчезают все конфликты между подразделениями, т.к. определяется, кто для кого является клиентом. А клиент — всегда прав. Тем более в конфликте.
Важно отметить, что горизонтальные оценки, прежде всего, запускаются на уровне руководителей подразделений. На уровень сотрудников их можно не спускать. Но главный бухгалтер, получивший плохую горизонтальную оценку из-за своего подчиненного Иванова, скорее всего, учтет это при проставлении своей «оценки непосредственного руководителя». На уровне руководителей я бы рекомендовал ВСЕГДА использовать двойные оценки (и вертикальные и горизонтальные), а на уровне сотрудников — ЖЕЛАТЕЛЬНО использовать. Вес любой оценки (типа STANDART) — 5-10%. Т.к. стандарты у нас работают и в плюс и в минус (функция интерпретации определена в диапазоне -200;+200%), то реальный вес оценки удваивается. Например, оценка с весом 10%, при -2 даст -20%, при +2 — даст +20%. Итого влияние на GOAL/R — 40 пунктов — достаточно большое.
STANDART-ы — это новые для компании показатели (но необходимые и обязательные), поэтому на стадии внедрения им дается минимальный вес. Вообще-то в стандартах важна не столько сама оценка, сколько комментарий к ней. Со временем вес стандарта может вырасти до 50% (максимальный вес для любого показателя в матрице). И самое важное: все оценки — односторонние. Чтобы не было сведения счетов или кумовства. И каждый знал — кто кого обслуживает в организации. И вертикально и горизонтально.