Яндекс.Метрика

Вопрос: Как сделать доплату за выслугу лет мотивирующей для сотрудников? Или стаж работы на предприятии скоро не будет являться важным критерием для материального поощрения?

Александр Литягин: В управлении персоналом мы уже вошли в XXI век. К сожалению (или к счастью), те нормы, принципы и методы управления персоналом, которые разрабатывались 50–100 лет назад, сейчас стали очевидно «пробуксовывать». Вообще-то перелом начался еще в 80-е годы прошлого столетия, когда пала Берлинская стена и началась эпоха глобализации. Добавила огня еще и технологическая революция: развитие интернета, телекоммуникации и т. п.

Что было 50–100 лет назад? Сотрудник планировал всю жизнь работать в одной компании. Начав работать простым разнорабочим, он из года в год повышался по грейдовой и карьерной лестнице и через 50 лет мог стать директором завода или даже президентом компании. Соответственно, очень важно было «держаться за место», чтобы получить максимальные материальные и моральные компенсации, и не быть летуном.

Но теперь пал даже последний оплот пожизненного найма — Япония. Директора и президенты в возрасте 60–70 лет уже не могут эффективно работать по 12 часов в сутки без выходных, перелетая с континента на континент. Сотрудники не хотят всю жизнь работать в одной компании. Те, кто проработал более 3–5 лет на одной должности или в одной компании, уже считаются «стариками» и «пассивными». Технологические изменения (пока только в отдельных отраслях) могут быть настолько быстры, что «старые» сотрудники уже могут быть невыгодны работодателю, так как их навыки быстро устарели.

Мои советы для XXI века:

  1. В условиях усиления конкуренции компании важно не стать заложником персонала — легко расставаться с неэффективным (слаборезультативным) персоналом и сконцентрировать материальное и моральное поощрение на высокоэффективных сотрудниках. В этом случае я рекомендую никогда (!!!) не давать автоматические надбавки за стаж. Кстати, они все равно не будут стимулировать к результатам, а только удерживать в компании, постепенно превращаясь в «золотые наручники» (и разоряя компанию).

  2. Есть смысл привязать ежегодное повышение гарантированного (а еще лучше планового) дохода к ежегодной (среднемесячной) результативности. Например, при результативности от 125% и выше — повышение на 20%, при результативности 75–125% — повышение на 10%, при результативности 50–75% — без повышения, при результативности ниже 50% — увольнение. Как правило, величина ступеньки (в приведенном примере — 10%) соответствует величине инфляции. Но иногда рынок труда растет быстрее инфляции — тогда ступеньку можно увеличить. Такая процедура регулярного увеличения дохода для результативных сотрудников позволит сделать прибавку неавтоматической и постоянно стимулировать сотрудников на выполнение плана.

  3. К сожалению, слово «выслуга» подразумевает работу слуг и корнями уходит в крепостное право, которое в России отменили поздновато. Сейчас лучше не тот бизнес, в котором работает (служит) много людей, а тот, где высокая производительность труда (т. е. оборот, прибыль или объем производства в пересчете на 1 сотрудника). И, как правило, «многочисленные монстры» в конкурентной борьбе проигрывают. Бизнес — это стабильная система из динамичных составляющих, и люди становятся для бизнеса все более динамичным ресурсом. Поэтому мы в свое время специально разработали технологию GOAL (и инструмент АС GOAL), при помощи которой можно оцифровать систему управления рабочими местами, быстро выявить и простимулировать высокорезультативных сотрудников (чтобы удержать) и дать возможность малоэффективным сотрудникам найти лучшую работу на стороне (у конкурента, например).

Рубрики: Советы

Авторизация
*
*
Генерация пароля