Вопрос: Скажите, пожалуйста, на какие конкретно должности описаны компетенции на предлагаемом диске? Меня в большей степени интересуют компетенции руководителей среднего звена производственного, конструкторско-технологического и экономического профилей.
Александр Литягин: «Библиотека компетенций» на CD — это 50 универсальных компетенций, которые подходят к любой должности. Такие компетенции еще называют неспецифическими, т. е. не связанными со спецификой конкретной должности (рабочего места). Обычно при оценке (аттестации) сотрудника используются и специфические, и неспецифические компетенции.
Неспецифические компетенции позволяют описать общие требования к типу людей, которые необходимы организации для достижения ее стратегических целей (и это описано, например, в миссии). Пример неспецифических компетенций — командность, клиентоориентированность, дисциплинированность, т. е. то, что требуется от всех сотрудников организации. Что касается специфических (узкоспециальных) компетенций, то их обычно специально разрабатывают либо профессиональные ассоциации (например, SHRM для HR-ов), либо высокотехнологичные компании и только для массовых позиций (обычно продавцы или рабочие). По умолчанию более удобно использовать должностную инструкцию сотрудника как основание для его оценки как профессионала (т. е. как перечень его специфических компетенций). Если сотрудник свою должностную инструкцию выполняет — то он компетентен, если не выполняет — то нет.
В нашей «Библиотеке компетенций» есть и компетенции для руководителей. Их можно было бы назвать специфическими, но управление — достаточно универсальная процедура. В свое время мы выполняли заказ на разработку компетенций от одной большой компании, и оказалось, что неспецифические и руководящие компетенции можно создать достаточно быстро и не погружаясь в организацию. А вот от разработки компетенций продавцов пришлось отказаться — т. к. технология продаж в каждой организации своя.