Вопрос: Уважаемый Александр!
При составлении должностных инструкций столкнулась с проблемой. Много есть инструкций, а вот конкретно по водителям с личным автотранспортом не нашла. Помогите, пожалуйста. Фирма наша занимается развозом пассажиров.
Александр Литягин: Добрый день, Виктория Юрьевна!
Я бы порекомендовал ознакомиться с моим 5-м блоком курса «Целевое Управление», где я описал, как правильно составлять должностную инструкцию (ДИ). Также вы можете посмотреть ряд примеров ДИ, которые мы используем в нашей компании.
У каждой компании свой бизнес, организация работ уникальна, по-своему расставлены акценты. В том числе и в вашей. Очень часто ДИ «списываются» или создаются «для галочки» (для проверяющих органов, для получения сертификата ISO и т. п.). Я часто видел инструкции, о существовании которых сотрудник не догадывался.
Я готов говорить только о реальных ДИ, которые помогают управлять его (сотрудника) реальной производственной деятельностью. В этом случае я бы рекомендовал:
-
Указать, кто является клиентом данного сотрудника.
Для водителя (такси?) — это пассажир(ы) и его руководитель (возможно, диспетчер). Клиентам мы стараемся дать возможность оценить работу сотрудника и сделать так, чтобы эта оценка влияла на его оплату. -
Что является плановыми производственными показателями для сотрудника?
Для водителя это (возможны варианты и комбинации из 1–3 показателей) — выручка, количество заказов, оплаченный километраж, выручка по спецзаказам и т. п. Эти плановые показатели могут пересматриваться (обновляться) ежемесячно или ежеквартально. -
Какие поручения выполняет сотрудник (дополнительные и/или стандартные, мы их называем смарт-задачи)?
Этот список поручений мы обновляем ежемесячно. -
И, наконец, какие стандартные (регулярные) функции должен выполнять сотрудник (водитель)?
Например: мыть машину, проходить ТО, сдавать отчеты, посещать собрания, заполнять бланки и т. п. Достаточно 10–20 пунктов, выполнение которых важно для эффективного выполнения работы.
Вся инструкция может занять от 1 до 3 страниц. Важно, чтобы сотрудник знал ее близко к тексту, а непосредственный руководитель ежемесячно контролировал ее выполнение (например, отмечал «плюсиками» соблюдаемые пункты).
Думаю, что вам легче составить инструкцию для бухгалтеров, а производственные требования к водителям хорошо знает их руководство — надо только дать им правильный формат (см. выше) и попросить написать (продиктовать) ключевые зоны и пункты ответственности. Я иногда это делаю при помощи стандарт-карточек и стандарт-карт.